Проект "Как увидеть время"
Проект посвящен такому абстрактному и трудному для осознания детьми дошкольного возраста понятию, как «время». Можно ли увидеть время, потрогать, измерить? Когда и как появились часы? На эти и многие другие вопросы воспитанники старшей группы «Непоседы» вместе с педагогами и родителями нашли ответы в процессе проектной деятельности. Выдвинутая детьми в начале проекта гипотеза о том, что если время существует, то его можно увидеть, была подтверждена частично — увидеть время нельзя, но его можно осознать и почувствовать.
Задачи:
- Познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Узнать о принципах работы часов.
- Выяснить всё о роли часов в жизни человека.
- Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени.
Гипотеза: «Если время существует, то его можно увидеть».
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (результат - постановка пробленмы, формулировка гипотезы, составление плана проектной деятельности, внесение изменений в РППС группы, привлечение родителей к реализации проекта)
- Деятельностный (результат - в процессе осуществления деятельности по сетевой паутинке по проекту получение различных результатов детской деятельности, как визуализированных (рисунки, поделки, макеты...), так и невизуализированных (новые знания, представления о времени))
- Завершающий (результат - подведение итогов, рефлексия, обсуждение вклада каждого в реализацию проекта в процессе чаепития, подтверждение/ опровержение гипотезы)
В ходе проекта ребята пришли к выводу о том, что время это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать и почувствовать через протяженность действий, таким образом, выдвинутая в начале проекта гипотеза была подтверждена нами частично.
Актуальность
Темой времени пронизаны произведения многих писателей, художников, поэтов, философов. Ещё в древности люди ощутили загадочность, могущество времени, олицетворяя его с божественным существом Хроносом, в котором видели начало мироздания.
В современном мире социальная необходимость сталкивает человека с проблемой времени ежедневно. Во времени живёт и ребёнок, познание которого и знакомство с окружающим миром протекает также во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научится самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Умение рационально распоряжаться своим временем создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, обязательность, пунктуальность, необходимых не только в организации повседневной жизни дошкольника, но и при подготовке детей к школе, так как у дошкольника и младшего школьника разные временные режимы, а значит, нужны определённые механизмы адаптации к новым условиям. |