МБДОУ детский сад № 2 г. Крымск
Среда, 02.07.2025, 19:18
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [278]

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Файлы » Мои файлы

    Игровые технологии
    15.01.2017, 14:18

    Что такое технология?

    Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

    Виды педагогических технологий

    «Здоровьесберегающая»  технология

    Технология «ТРИЗ»

    Технология «Проблемного обучения»

    Технология «Марии Монтессори».

    «Игровая» технология и др.

    Основные требования (критерии) педагогической технологии:

    Концептуальность

    Системность

    Управляемость

    Эффективность

    Воспроизводимость

    Концептуальность — опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

    Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

    - логикой процесса,

    - взаимосвязью его частей,

    - целостностью.

    Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

    Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

    Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. (технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

    Структура образовательной технологии

    Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

    Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

    Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

    Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

    Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.

    «Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

    Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

    Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

    Игровая деятельность

    Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

    По определению, игра— это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    Функции игры

    развлекательная (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

    коммуникативная: освоение диалектики общения;

    самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

    игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

    диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

    функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

    межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

    функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

    Четыре главные черты присущие игре

    *свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

    * творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

    *эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио нальное напряжение»);

    *наличие прямых или косвенныхправил,отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

    Структура игры как деятельности –

    целеполагание,

    планирование,

    реализация цели,

    анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

    Структура игры как процесс –

    роли, взятые на себя играющими;

    игровые действия как средство реализации этих ролей;

    игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

    реальные отношения между играющими;

    сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

    Игра как метод обучения –

    в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

    в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    По характеру педагогического процесса выделяются следующие

    группы игр:

    обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

    познавательные, воспитательные, развивающие;

    репродуктивные, продуктивные, творческие;

    коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

    Типология педагогических игр по характеру игровой методике:

    предметные,

    сюжетные,

    ролевые,

    деловые,

    имитационные

    игры-драматизации

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

    Специфика игровой технологии

    Игровая среда:

    игры с предметами

    без предметов,

    настольные,

    комнатные,

    уличные,

    на местности,

    компьютерные

    с ТСО,

    с различными средствами передвижения.

     

    Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

    игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

    группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

    группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

    группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

    При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

    Литература:

    Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М. , 2010.

    Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.

    Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. — 2007 — №6.

    Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

    Категория: Мои файлы | Добавил: detskiysad2
    Просмотров: 952 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar