МБДОУ детский сад № 2 г. Крымск
Пятница, 17.05.2024, 11:26
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [278]

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Файлы » Мои файлы

    Эмоциональная отзывчивость к музыке в процессе её восприятия у детей старшего дошкольного возраста
    21.03.2017, 00:31

    Цель моей работы:

    Обеспечить полноценное развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников процессе восприятия музыки.

    В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

    1. Изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;

    2. выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

    3. разработать и использовать в своей работе комплекс занятий, направленных на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.);

    4. совершенствовать в процессе педагогической деятельности систематическую и целенаправленную работу по обогащению эмоций детей в процессе восприятия музыки;

    5.обратить внимание родителей на значимость в воспитании дошкольников эмоционального развития именно средствами восприятия музыки.

     

    Музыкальное развитие ребенка начинается в раннем детстве, когда он впервые слышит ласковые и нежные интонации голоса матери, напевающей ему колыбельные песни, или игривые, ритмичные мелодии, которые сопровождают движения малыша во время бодрствования. Однако систематическим этот процесс становится под влиянием целенаправленного воспитания при активизации эмоциональной отзывчивости на музыку на основе опыта восприятия произведений искусства. Эмоциональная отзывчивость на содержание музыкального произведения – это одно из первых личностных качеств, которое развивается у дошкольников в процессе занятий музыкально-эстетическими видами деятельности.

    Эмоциональная сфера дошкольника - важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.

    Изучив и проанализировав материал, современных исследователей я пришла к выводу, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования эмоциональной отзывчивости.

    Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания.

    Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

    Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений.

    Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.

    При слушании музыки роль эмоционального компонента особенна велика.

    Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то ребенку для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт ребенка.

    Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.

    Достаточно личный эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

    Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально отзываться на услышанные им музыкальные произведения.

    Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

    Эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста предполагает:

    - во-первых, адекватное проявление своего эмоционального состояния на услышанное ребенком музыкальное произведение;

    - во-вторых, способность целостного восприятия музыкального произведения.

    Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей адекватно проявлять свои эмоции, необходимо развивать у них способность осознанно воспринимать музыкальное произведение.

    Считаю, что развитие эмоциональной отзывчивости детей на занятиях музыкой наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов. Таких как:

    -наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из текста песни, загадки, пословицы, фрагмент из музыкального произведения) ;

    -словесный (например, образный рассказ о музыке, беседа о содержании, сопоставление) ;

    -практический (передача музыкальных явлений в движениях - хлопки, поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками).

    -наглядно-зрительный (например, игрушки, художественные иллюстрации, пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ.)

    Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.

    В процессе работы мною был разработан и апробирован комплекс занятий, составлено календарно – тематическое планирование (приложение 1). На них дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

    Перспективный план

    Дата проведения

    Репертуар

    Сентябрь

    П.И.Чайковский

    «Времена года»,

    «Листопад» Т.Попатенко,

    «Упражнение с листочками» муз.Делиба

    «Мелодия» К. В. Глюка, «Мелодия», «Юмореска» П. И. Чайковско­го, «Юмореска» Р. Щедрина

    Октябрь

    П.И.Чайковский

    «Детский альбом»

    «Колыбельная» С.Майкапар,

    «Тревожная минута» С. Майкапара, «Раздумье» С. Майкапара, «Соната для клавесина и флейты» В. А. Мо­царта, «Прелюдия» Ф. Шопена, «Аве Мария» Ф. Шуберта

    Ноябрь

    «Пляска птиц» Н.Римского-Корсакова,

    «Первая утрата» Р.Шумана

    «Прелюдия» И. С. Баха; «Слеза» М. П. Му­соргского; «Разлука» М. И. Глинки; «Музы­кальный момент», «Аве Мария» Ф. Шубер­та; «Военный марш» Г. В. Свиридова, «Вальс» С. С. Прокофьева «Вальс кошки» В. Золотарева

    Декабрь

    «Утро»

    «Вечер» С.Прокофьев,

    П.И.Чайковский «На тройке»

    «Танец снежинок» муз. Глиера

    «Танец молодого бегемота» Д. Б. Кабалев­ского; «Русская песня», «Вальс» П. И. Чай­ковского; «Вальс» И. Брамса; «Вдоль по Пи­терской», русская народная песня

    «Всадники» В. Витлииа

    Январь

    «Тревожная минута» С.Майкапар, «Утренняя молитва» П.И.Чайковский, «Первая потеря» Р.Шумана

    «Зимнее утро» П. И. Чайковского, «Фея зи­мы» С. С. Прокофьева, «Метель» Г. В. Сви­ридова, «Королевский марш льва» К. Сен-Санса «Играем в снежки» Т. Ломовой

    Февраль

    «Баба Яга»

    П.И.Чайковского,

    «Смелый наездник» Р.Шумана,

    «Клоуны» Д.Кабалевский «Песнь жаворонка» П. И. Чайковского, «Жаворонок» М. И. Глинки, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Полет шмеля» Н. А. Римского-Кор-сакова, «Бабочки» Ф. Куперена, «Соловей» А. А. Алябьева, «Ручеек» Э. Грига «Веселые и грустные гномики» Ф. Буре-мюллера

    Март

    «Дождик» Г. В. Свиридова, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москва-реке» М. П. Мусорг­ского; «Вечер», «Подснежник» С. С. Про­кофьева

    Апрель

    «Танец пастушков», «Трепак», «Танец Феи Драже», «Арабский танец», «Вальс цветов», «Адажио» П. И. Чайковского; «Танец эль­фов», «Шествие гномов», «В пещере горно­го короля» Э. Грига; «Старый замок» М. П. Мусоргского «Веселые ленточки» В. Моцарта

    Май

    «Архангельские звоны», «Колокольные звоны» Э. Грига, «Богатырские ворота» М. П. Мусоргского, «Бой часов» С. С. Про­кофьева, «Кампанелла» Ф. Листа, «Кон­церт» С. С. Рахманинова, «Скакалки», муз. А. Петрова

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: detskiysad2
    Просмотров: 671 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar